среда, 5 марта 2014 г.

Философия о предсказаниях и судьбе

Давайте порассуждаем о том, как относиться к предсказаниям. В бытовом смысле представления об этой теме самые расплывчатые. В основном, на ум приходят сцены из фильмов или книг, где в маленькой тёмной комнатке сидит странного вида гадалка, окруженная магическими предметами (хрустальный шар, всякого рода амулеты, свечи и прочее). Сделав страшные глаза, она предсказывает главному герою смерть или какое-то другое неотвратимое событие. И как бы бедняга не бегал от судьбы, всё равно она его настигает. То же самое в легендах, мифах и сказках. Помните царя Ирода, устроившего избиение младенцев? А Лая, приказавшего проколоть ноги своему новорожденному сыну Эдипу и бросить его погибать в горах? Ни тот, ни другой не смогли избежать предреченного.

А что если копнуть глубже? Если смотреть на предсказания, вооружившись знанием философии, то можно сделать для себя неожиданно полезные и практические выводы. 

Для начала обратимся к Аристотелю. Этот философ говорил о существовании неоформленной материи, которую нельзя увидеть. В отличие от других материй, которые уже обрели форму, она почти ничто. Будучи почти ничем, неоформленная материя в то же время потенциальное бытие, бытие в возможности. Во всем реальном бытии мы также находим и бытие в возможности. При этом чем более действительно данное бытие, тем меньше оно в себе кроет возможности.

Так, дитя – практически чистая возможность, а старик – по большей части бытие свершившееся.

Таким образом, Аристотель описал очень важное свойство будущего - способность изменяться. Чем больший период времени мы берем, тем менее определено будущее. Поэтому максимально точный срок предсказания – не более месяца. На этот краткий период вы уже многое предопределили своими прошлыми действиями. Хотя и здесь еще многое можно изменить, но изменить активно, целенаправленно. Т.е. вероятность того, что все поменяется «само собой» невелика. Максимально большой период, который имеет смысл анализировать – три года. Дальше заглядывают редко.

Итак, теперь мы знаем, что получить "железный" прогноз на будущее довольно трудно. Как правило, предсказания служат для того, чтобы рассмотреть возможные варианты того, как будет складываться ситуация, и найти оптимальный путь, составить подходящий план действий.


Тут невозможно обойтись без восточной философии, потому что без нее мы рискуем утратить понимание о том, что подвластно изменениям, а что нет. На Востоке есть понятие об Инь и Ян - мужском и женском, пассивном и активном начале, теле и духе. В отношении к восприятию будущего и собственной возможности на него влиять это означает, что нужно проявлять активное начало, волю, но и не забывать о том, что каждому человеку отведен свой Путь. Во всем должен быть баланс, что, к сожалению не всегда осуществляется на практике в нашей жизни.

Проследив историю того, как менялось отношение к судьбе и возможности влиять на нее, можно увидеть, что люди Западного мира перешли из одной крайности к другой.

В самом начале своего пути они были убеждены в том, что человек ничего не решает – все предопределено.  Древние греки, например, верили, что их жизнь еще до рождения наперед определяют богини судьбы мойры, и никому не уйти от велений неумолимого рока - ни смертным, ни богам. Мойра Клото начинает прясть жизненную нить человека, определяя ее срок. Мойра Лахесис продолжает прясть и разматывать нить, и вынимает, не глядя, жребий – что ждет человека в жизни. Третья мойра, Атропос, перерезает нить, и все, что назначили в жизни человеку ее сестры, заносит в длинный свиток, а что занесено в свиток судьбы, то неизбежно.  В еще более ранние времена у людей даже не было грамматических средств, чтобы выразить на словах идею о том, что они совершили то или иное действие. Потому что и идеи такой не было. Человек приходил с охоты и говорил что-то вроде: «Сегодня мне убилось оленя». Потому что это не он сам его убил, а боги направляли каждое его движение.

Но постепенно приходило все более сильное осознание собственной воли и способности самостоятельно решать свою судьбу. В Европу пришло Возрождение, а затем Просвещение, человек все больше ощущал себя субъектом, а не объектом. В нашей жизни остались лишь отголоски далекого прошлого в виде легенд о неминуемом предсказании и слов таких как «нравится», «кажется», выражающих пассивное восприятие действительности.

Сегодня мы пришли к крайней степени желания все определить самостоятельно. В современном мире много говорят о том, что нужно стремиться к внутреннему локусу контроля, т.е. ощущать полную ответственность за свою жизнь и судьбу. Но странное дело: многие из тех кто достиг этого "совершенства" - ощущения своей абсолютной ответственности за все, что бы ни приключилось - почему-то часто страдают от сильнейшего стресса.

Дело в том, что, идя от старого к новому (= более совершенному, по их мнению), люди чаще всего попросту переходят от одной крайности к другой. Как говорится, из огня да в полымя. По дороге к  утверждению своего активного начала, человечество подрастеряло то дорогое наследство, которое досталось ему от прошлого.

Каждый из нас приходит в этот мир, чтобы пройти определенные ступени развития. Подняться на вершину в этой жизни дано не каждому. Один неуклонно идет вверх, а другой то и дело спотыкается об одну и ту же ступеньку. Вы замечали наверное, что бывает в жизни навязчиво повторяется одно и то же событие или какая-то неприятность. А это жизнь дает вам по голове, чтобы вы вспомнили, кто вы вообще такой и в каком направлении идёте - быть может вы совсем забыли про свой "маршрут", а то и вовсе не знаете, что он из себя представляет.

Одна из самых важных задач предсказательной практики - помочь вам это осознать, понять, в чем состоит ваша жизненная задача на данный момент, в верном ли направлении вы идете, отличить сам путь (тот опыт, который необходимо прожить, то, к чему вы должны идти) от стиля походки (т.е. того, как вы это сделаете). 

Комментариев нет:

Отправить комментарий